ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ, СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ, ЗНАЧИМЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ

История возникновения Минского авиаремонтного завода прочно связана с историей развития отечественной авиации.

12 декабря 1952 года Распоряжением Совета Министров СССР за № 32231-рс принято решение об организации на базе Минского аэропорта авиационно-ремонтной базы.

 

 


 

1953…

Приказом начальника Главного управления ГВФ маршала авиации С.Ф. Жаворонкова от 11 марта 1953 года на производственных площадях Минского аэропорта был организован завод – авиаремонтная база № 407 ГУ ГВФ по ремонту транспортных самолетов, авиамоторов и изготовлению нестандартного технологического оборудования.

Начальником авиаремонтной базы № 407 Гражданского Воздушного Флота был назначен Иван Иванович Ивасик, главным инженером – Исаак Маркович Гольденштейн, начальником производства – Алексей Васильевич Крутов, начальником ОТК – Кузьма Тимофеевич Гончаров, начальником технолого-конструкторского бюро – Ким Яковлевич Орлов.

Фактическим днем рождения авиаремонтной базы считается день прибытия первых 19-ти авиаспециалистов в Минск из Егорьевского авиационно-технического училища, а именно – 8 мая 1953 года.

Производственной базой нового предприятия стал ангар с пристройками и бетонной приангарной площадью.

Вслед за первыми авиаспециалистами Егорьевского и Криворожского авиационно-технических училищ, Киевского института инженеров ГВФ, а также прибывшими в Минск из разных уголков Советского Союза – Новосибирска, Риги, Алма-Аты, на взлетно-посадочную полосу аэропорта приземлился и первенец из будущих трудовых будней самолет ЛИ-2, бортовой номер Л-4422, принадлежащий Белорусскому территориальному управлению ГУ ГВФ (самолет ЛИ-2 ремонтировался на заводе с 1953 по 1963 гг. Отремонтировано и переоборудовано для более широкого использования в народном хозяйстве 777 самолетов).

К концу 1953 года коллектив насчитывал 200 человек.

 


 

1956…

К декабрю 1956 года завод был готов и приступил к ремонту самолета ИЛ-14. Для этих целей впервые в стране при ремонте авиатехники были применены двухуровневые доки, что является основой для внедрения поточно-стендового метода ремонта и знаменовало собой новый качественный шаг в развитии производства. Многолетнее сотрудничество завода с ОКБ С.В. Ильюшина позволило производить переоборудование самолета в различные модификации, что  расширило  его  применение.  Было  создано  18  модификаций  (самолет ИЛ-14 ремонтировался на заводе с 1956 по 1986 гг. Отремонтировано и переоборудовано для более широкого использования в народном хозяйстве 3658 самолетов).

 

В начале 60-х годов на завод группами прибывают выпускники учебных заведений Аэрофлота: Харьковского, Куйбышевского, Киевского, Рижского институтов ГВФ, Кирсановского, Криворожского, Иркутского училищ ГВФ.

 

В 1962 году приказом Главного управления Гражданского Воздушного Флота от 3 марта 1962 года  № 124 Минская авиаремонтная база переименована в «Завод 407 Гражданской авиации», входящий в состав родственных предприятий Всесоюзного государственного промышленного объединения «Авиаремонт», которое в свою очередь входило в состав Главного управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР/ СНК СССР.

В декабре 1962 года авиаремонтный завод № 407 ГА возглавил Николай Александрович Бурханский (директор завода с 1964 по 1974 гг.)

 


 

1964…

Новой страницей в жизни завода явилось освоение и ремонт реактивной техники. Первым из таких самолетов был ТУ-124 с бортовым номером 45012. В мае 1964 он прибыл на завод из Северо-Кавказского территориального управления ГВФ (самолет ТУ-124 ремонтировался на заводе с 1964 по 1978 гг. Отремонтировано 497 самолетов).

Кроме того это время характеризовалось большим объемом строительных работ – как производственных корпусов, так и жилых объектов для тружеников завода.

В 60-х годах успехи коллектива завода в области технического прогресса отмечены двадцатью пятью медалями ВДНХ СССР.

 

1970 год стал годом освоения ремонта новых самолетов ЯК-40 (самолет ЯК-40 ремонтируется на заводе с 1970 года по настоящее время. Отремонтировано около 4236 самолетов) и ТУ-134 (самолет ТУ-134 ремонтируется на заводе с 1972 года по настоящее время. (Отремонтировано и переоборудовано для более широкого использования в народном хозяйстве 3354 самолетов).

 

8 февраля 1971 года завод 407 гражданской авиации награжден Орденом трудового Красного знамени Грамотой Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана, обеспечение выпуска продукции высокого качества, создание и внедрение передовой технологии в области ремонта авиационной техники.

 


 

1973…

Благодаря широкому внедрению научных достижений и организационных мероприятий в производство с 1973 года Минский авиаремонтный завод впервые в истории подобного рода предприятий осуществлял ремонт пяти типов самолетов: ИЛ-14, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-134А, и ЯК-40. С 1973 года завод вышел на ведущие позиции в отрасли и его по праву стали называть ведущим авиаремонтным предприятием Аэрофлота.

С 1974 по 1996 год авиаремонтный завод № 407 ГА возглавляет Аркадий Григорьевич Ямов. Главным инженером работает Павел Никонович Макейчик, начальником ОТК – Василий Павлович Бычко.

К середине 70-х годов Минский авиаремонтный завод представлял собой современное, хорошо организованное и оборудованное авиаремонтное предприятие, одно из крупнейших в Европе. На заводе эффективно действовали автоматизированные системы оперативно-календарного планирования и управления ремонта самолетов всех типов, внутризаводского материально-технического снабжения, диспетчерского контроля исполнения документов. Была введена в строй и автоматизированная система управления качеством работы.

К этому периоду относится и рост объема экспортной продукции. Наиболее тесные и долголетние отношения сложились между заводом и авиакомпаниями «ЛОТ» (Польша), «Малев» (Венгрия), «Интерфлюг» (ГДР»,  «ЧСА» (Чехословакия), «Кубана» (Куба), «Таром» (Румыния), «Авиагенекс» (Югославия), «ЭР Монгол» (Монголия), «Ханг Кхонг» (Вьетнам), авиакомпаниями Индии, Индонезии, Афганистана, КНДР, Бирмы, Гвинеи, Мали, Мадагаскар и многих других.

 


 

90-е годы…

Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года  № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» упразднено Главное управление Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР/ СНК СССР с входящим в его состав Всесоюзным государственным промышленным объединением «Авиаремонт».

5 февраля 1993 года Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление «Об образовании Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», а 22 июля 1993 года Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 491, согласно которому в состав образованного Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь вошел, в том числе Департамент гражданской авиации, в структуре которого стал авиаремонтный завод № 407 ГА.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 1995 года № 126 «Об эффективности управления авиацией» был образован Государственный комитет по авиации Республики Беларусь. В его ведение вошли следующие предприятия: авиакомпании «Белавиа» (пассажирские перевозки) и «Трансавиэкспорт» (грузовые авиаперевозки), аэропорты в Минске и областных центрах, «Белаэронавигация» и ее филиалы, Центр координации и обеспечения полетов, Минский и Оршанский авиаремонтные заводы, Минский государственный высший учебный летно-технический колледж, Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиаперсонала, Центральное агентство воздушных сообщений и некоторые другие предприятия.

С 1996 по 2001 год авиаремонтным заводом № 407 ГА – государственным предприятием «Минский авиаремонтный завод» (в составе Государственного производственного объединения «Белавиаремонт» в структуре Государственного комитета по авиации Республики Беларусь), руководит Федор Федорович Иванов.

Техническим директором-главным инженером трудится Виктор Иванович Дронов, директором по производству – Юрий Сергеевич Рязанов, директором по качеству – Василий Павлович Бычко, директором по развитию – Александр Иванович Попко, директором по строительству – Александр Иванович Рынкевич.

С 2000 по 2005 год унитарным предприятием «Минский авиаремонтный завод» (название с 2001 года) руководит Юрий Сергеевич Рязанов.

В декабре 2000 года Указом Президента Республики Беларусь председателем Государственного комитета по авиации был назначен Федор Федорович Иванов.

Перестройка и рыночные отношения во всех сферах деятельности стали нелегким испытанием на прочность не только одного, хотя и сильного коллектива, но всей авиаремонтной отрасли. Только те, кто работал не «складывая крыльев», работал творчески, ежесекундно отслеживая изменение ситуации, прорабатывая многочисленные варианты и, выбирая из них наиболее оптимальные и претворяя их в жизнь, имел право на успех.

В эти годы и в дальнейшем завод успешно осваивает:

– выполнение форм регламентов технического обслуживания самолетов ЯК-42, ЯК-40, ТУ-134;

– ремонт (ТО-10000, ТО-20000) самолетов ЯК-42, ремонт самолетов ТУ-134 (модификации данного типа самолета: ТУ-134Ш, ТУ-134СХ, ТУ-134УБЛ), переоборудование самолетов ТУ-134 в различные варианты;

– выполнение внешней окраски самолетов полиуретановыми эмалями;

– техническое  обслуживание и  ремонт  готовых изделий систем  самолетов ЯК-42 и ИЛ-62;

– ремонт агрегатов эксплуатационным подразделениям;

– разрабатывает конструкторскую документацию и изготавливает опытные образцы изделий и ТНП (27 видов): стиральные машины, микроволновую печь, электротепловентилятор, посудомоечную машину, картофелемялка, парник, кухонную вытяжку, сувениры и др..

Самолет ЯК-42 ремонтируется на заводе с 1994 года по настоящее время. Отремонтировано 13 самолетов.

 


 

2000…

Став головным предприятием вновь созданной отрасли, Минский авиаремонтный завод обрел силы и уверенно приступил к реализации новых программ. Ремонт самолетов ЯК-40, ЯК-42, ТУ-134 всех модификаций, переоборудование самолетов в различные варианты стали главным направлением в деятельности авиаремонтников.

2000-е годы обозначились проведением большой работы по переоборудованию самолетов ТУ-134УБЛ (учебно-боевая лаборатория) в пассажирский вариант ТУ-134Б – вариант «Салон», модернизации ТУ-134СХ (сельскохозяйственный вариант), который переоборудовали в ТУ-134АЗМ, с последующей доработкой варианта «Салон».

Высокий авторитет Минских авиаремонтников подтверждается целым рядом высоких правительственных наград, врученных заводу в разные годы и 10-ти международных наград.

 


 

2005…

С 2005 по 2010 год унитарным предприятием «Минский авиаремонтный завод» руководит Юрий Николаевич Чаховский.

С 2005 года завод приступил к реализации новых программ. В частности, был освоен ремонт агрегатов самолетов ИЛ-76, ТУ-154 и вертолетов МИ-8.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 года № 289 к Министерству транспорта и коммуникаций присоединен Государственный комитет по авиации и создан соответствующий Департамент по авиации.

В  2007  году  Минский  авиаремонтный  завод  освоил  ремонт  учебно-тренировочного  спортивного  самолета типа ЯК-52.

Самолет ЯК-52 ремонтируется на заводе с 2007 года по настоящее время. Отремонтировано 14 самолетов.

Минский авиаремонтный завод уверенно приступил к реализации новых программ.

 


 

2010

В марте 2010 года генеральным директором унитарного предприятия «Минский авиаремонтный завод» (с 30.01.2014 года ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407») был утвержден Евгений Сергеевич Вайцехович.

В период с 2010 по 2012 годы Е.С. Вайцехович осуществлял антикризисное управление предприятием. Быстрыми темпами идет наращивание объемов ремонта самолетов ЯК-52, ремонт самолетов ЯК-40, ТУ-134 всех модификаций. Завод осваивает создание отечественных беспилотных авиационных комплексов – беспилотных летательных аппаратов, осваивает новые направления деятельности, такие как изготовление и восстановление запчастей своими руками для самолетов ЯК-40, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-76, МИ-8 и др.

Благодаря принятым мерам в 2013 году экономическое состояние завода стабилизировалось и начался новый этап – проектирование нового современного завода. Перспективы развития связывали с исполнением Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2014 № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир».

 

 


 

2016

В 2016 году в соответствии с утвержденным планом мероприятий завод продолжил вести работу по строительству нового завода на территории Национального аэропорта «Минск».

Для реализации высокопрогрессивного с современным уровнем архитектурного решения объекта «Строительство авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта «Минск» необходимо было осуществить параллельно нескольких этапов – снос старого завода, строительство ангара, запуск  производства по ремонту воздушных судов,  получение сертификатов на осуществление деятельности.

 


 

2018

08.05.2018 на площадях Национального аэропорта  введен в эксплуатацию новый ангар по техническому обслуживанию и ремонту современных воздушных судов западного производства и авиационной техники российского производства (в том числе самолетов, выпущенных в советское время).

Время диктует свои законы и одновременно с полным перебазированием  производства  в современный ангар по техническому обслуживанию и ремонту , оснащенный  современными технологиями и автоматизированными системами управления, происходит омоложение коллектива, внедряются новые методы работы в соответствии с европейскими стандартами в области обслуживания авиатехники и производства запчастей и комплектующих к ней

Наряду с продолжением работы по ремонту российской  авиационной техники (сохранено традиционное направление по ремонту ТУ-134, ЯК-40, ЯК-42) на базе завода созданы отдельные центры компетенции  по обслуживанию западной техники (Boeing, Airbus, CRJ и др.) и по производству авиационной оснастки.

Будущее завода – в комплексной программе развития авиаремонтного производства, направленной на дальнейшую кооперацию с авиационными предприятиями Республики Беларусь, стран содружества и странами производителями современной западной авиационной техники.

На протяжении всей своей деятельности завод плодотворно сотрудничает с АНТК им. А.Н. Туполев (ныне ПАО «Туполев») и ОКБ им. А.С. Яковлева (ныне ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», ФГУП ГосНИИ ГА, Межгосударственным авиационным комитетом, ОАО «Центром Сертификации» «Госавиасертифика», изготовителями самолетов и авиационных изделий, ОАО «558 авиационным ремонтным заводом», ОАО «Оршанским авиаремонтным заводом», Белорусской государственной академией авиации и многими другими аэроклубами, организациями, имеющими какое-либо отношение к авиационной технике.

Почтовый адрес: 220054, г. Минск, территория Национального аэропорта “Минск”, 134

Адрес: 220054, г. Минск, территория Национального аэропорта “Минск”, 134